Новые тур. обьекты

«LAKE PARK», заміський комплекс

Україна, Дніпропетровська обл., м. Новомосковськ, вул. Овчаренка, 2т

«OLD SCHOOL VILLA»

Украина, Киевская обл., Бориспольский р-н, с. Гнедин, ул. Центральная, 43

«РИМСЬКІ ТЕРМИ», beauty spa center

04210, Україна, м. Київ, Оболонська Набережна, 17

Поиск по сайту
Главная О проекте, контакты Карта сайта
  /     /   «КИЕВО-МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ»

«КИЕВО-МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ»

01601, Украина, г. Киев, ул. Трехсвятительская, 6
www.archangel.kiev.ua

КИЕВО-МИХАЙЛОВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

 Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор

поминальные акции «Зажги свечу»,

памятный знак погибшим во время Голодомора

Михайловский Златоверхий собор
Михайловский Златоверхий собор
памятник великой правительнице Руси – княгине Ольге.
Михайловский Златоверхий собор

Михайловский Златоверхий собор – один из самых легендарных и древних соборов не только Киева, но и всей Украины. В 1108 году в память о победе русичей над половцами, внук Ярослава Мудрого – киевский князь Святополк Окаянный, христианское имя которого было Михаил, заложил первый камень в фундамент главного собора новой обители – собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. Впервые в практике русского каменного зодчества купол собора был позолочен (купола остальных были покрыты желтыми или серыми металлами), за что он и получил наименование от восхищенных киевлян — Златоверхий. Со временем и весь монастырь, стали называть Михайловским Золотоверхим.
Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. В эпоху раздробленности, на закате могущества Киевской Руси, для удельных князей мозаика оказалась слишком дорогостоящей. Только величественный Михайловский собор, находящийся под патронатом тогдашних великих князей, мог себе позволить искусство «мерцающей живописи». Михайловские мозаики хоть и были самыми поздними на Руси, оказались одновременно лучшими в истории древнерусского изобразительного творчества.

История
Богатый монастырь пережил татаро-монгольское нашествие, литовское и польское владычество. Во времена казачества собор приобрел черты украинского барокко, а купола – грушевидную форму. Сейчас на территории храма расположено общежитие мужского монастыря (170 человек). А в начале XVII века был и женский. Игумен монастыря знаменитый церковный деятель Иов Борецкий отремонтировал собор, построил деревянные трапезную и колокольню, обустроил книгопечатню, а на севере от монастыря заложил еще один, женский специально для своих жены и дочери (располагался на месте теперешнего входа в фуникулер).
Однако не смог монастырь спастись от коммунистического варварства: в 1937 г. он был взорван, чтобы освободить место под строительство помпезного правительственного центра. Из того, что сумела на пустыре соорудить новая власть, оказалось громоздким серым зданием ЦК КП(б)У. В последние десятилетия здесь разместилось внешнеполитическое ведомство.
Сегодня восстановление Златоверхого Собора явилось знамением духовного возрождения Киева – колыбели русского христианства и всей Украины, как цивилизованного европейского государства. Над воссозданием каждой детали храма, от камней фундамента, до кружевных крестов венчающих золотые купола, трудились выдающиеся архитекторы, конструкторы, инженеры и строители. Ими использовались только старинные способы и приемы, позволяющие достичь максимальной схожести нового строения с оригиналом.
За 3 года, начиная с 1997 г., по сохранившимся материалам главных сооружений было завершено возрождение комплекса Михайловского Златоверхого монастыря. Теперь киевляне и гости столицы могут полюбоваться воссозданным культурным памятником и перспективой, открывающейся на Св. Софию. Сегодня восстановленный собор является одним из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. В Колокольне монастыря действует музей, рассказывающий об истории обители.

Архитектура
Первоначально крестовокупольный Михайловский храм был однокупольным и схожий с Успенским собором в Печерской лавре. Построен он был в технике смешанной кладки, в которой чередовались ряды камня и плоского кирпича – плинфы. С запада к храму примыкали круглая лестничная башня и маленький храм-крещальня.
В последующие столетия собор не раз перестраивался. В 1710-х годах к северу и к югу от древнего объема за средства князя Дмитрия Голицина начали пристраивать высокие приделы, которые стали оседать и чуть не разорвали собор пополам. Храм еле спасли, для чего новые приделы пришлось подпереть позаимствованными из готики наклонными конструкциями – аркбутанами.
После преобразований, к середине XVIII века собор приобрел барочную стилистику и стал семикупольным: центральная глава, окруженная четырьмя поменьше, перекрывала его древнюю часть, еще по одному куполу возвели над обоими новыми приделами, все они были позолочены. Южный придел, поглотивший древнюю пристройку, освятили во имя Св. Екатерины. Его название было дано, как утверждают старые источники, самим Петром I в знак признательности супруге Екатерине за ее энергичные действия по спасению царя от турецкого плена при бесславном Прутском походе. В обширном приделе к северу от главного алтаря, за жертвенником, находилась главная святыня Михайловской обители – мощи великомученицы Варвары.
Площадь отстроенного собора – 802 кв. м, высота самого высокого купола – 39 м, высота центрального креста – 4,2 м. Количество куполов – 7. Все сооружение потрясающего нежно-фиолетового цвета. Возрожденный монастырский комплекс включает: заново построенный соборный храм в честь Архангела Михаила, трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713) и колокольню (1716—1719). На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный карильон – музыкальный инструмент, состоящий из набора точно настроенных колоколов. Звонарь играет на нем, как на органе, сидя в специальном помещении. В карильоне – 51 колокол весом от 4 килограммов до 8 тонн, а общая высота инструмента – 40 метров. Здесь собрано самое большое количество колоколов на постсоветском пространстве. Каждый час играет новая композиция, и за сутки ни разу не повторяется, каждые четверть часа – перезвон. Электронный механизм, уже запрограммированный до 2108 года, может проиграть мелодии любой сложности.
Примечательны и другие архитектурные объекты усадьбы. На заднем дворе Михайловского можно найти старинную языческую скульптуру девушки. Исполнить желание поможет фонтан со святой водой. Работает он только на Крещение, а в остальные дни к нему ходят киевляне, которые верят, что заветное желание сбудется, если копеечка, приложенная к крану, приклеится.

Интерьер
Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора – они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием. Несмотря на византийский стиль XI в., Михайловские мозаики сделаны русскими умельцами и в большей мере имеют своеобразные, характерные только для Руси особенности, что позволяет в полной мере отнести их именно к древнерусскому искусству. Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.
Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия. В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.
После уничтожения собора удалось сберечь часть уникальных фресок и мозаик. Небольшая часть фресок осталась в Киеве, их демонстрируют в Софийском соборе: «Евхаристия», «Стефан и Фаддей» – фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение». (детальную информацию о Национальном заповеднике «София Киевская» Вы можете прочитать на нашем сайте – http://atur.com.ua/index.php?id=1514). Наиболее ценные из них, в том числе и мозаику «Дмитрий Солунский», увезли в Москву. Остальные памятки попали в Ленинград и Новгород.
В последние годы, после постройки заново Михайловского Златоверхого храма, в украинских правительственных верхах и в средствах массовой информации развернулась активная кампания по возвращению храмовых мозаик из российских музеев. C 2001 года министерство культуры РФ осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже 11 оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора. 15 июля 2008 года возвращенные Россией фрески были выставлены в музее истории Михайловского Золотоверхого монастыря. Значение сохранившихся в Михайловском соборе и Софии Киевской мозаик чрезвычайно возросло, после того как мозаики во всех других храмах Руси, к сожалению, погибли при разных обстоятельствах.
Украина добивается возвращения не только оставшихся 15 фрагментов фресок, но и других раритетов. Сложнее всего, если вообще возможно, будет вернуть мозаики из Третьяковской галереи, особенно портретную мозаику «Дмитрий Солунский» ХІІ, потому что вся экспозиция «Третьяковки» по Киевской Руси представлена исключительно реликвиями Михайловского Златоверхого.
В 1065-1075 гг. в собор были перевезены нетленные чудодейственные мощи Св. Варвары. Рака Св. Варвары была изготовлена на средства Анны Алексеевны Орловой-Чесменской из чистого серебра с изображениями религиозных сцен, которые показывали пытки и мученическую смерть святой. Это был настоящий шедевр ювелирного мастерства, размещенный в центре церкви. В 1919 году, большевистской властью было конфисковано имущество храма «Для нужд Красной Армии», а в последствие, в 1934 г. ответственность за разграбление имущества переложили на монахов. Уникальный иконостас храма, созданный на средства гетмана Ивана Скоропадского, был уничтожен, такая же судьба была уготовлена и для раки Варвары. Мощи святой, к счастью, уцелели. Их перенесли сначала в Десятинную церковь, а, позднее, во Владимирский собор.
Огромное значение уделено возобновлению былого великолепия внутреннего убранства собора. Творческий подход, большое умение и знание своего дела проявили художники, скульпторы, резчики по дереву, почти «с нуля» воссоздавшие сложные композиции стенных росписей и декоративных орнаментов, ажурное кружево золотого барочного иконостаса и рельефы сверкающих мраморных балюстрад.
Новые росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи, в боковых приделах – в барочной стилистике. В прежнем виде восстановили главный иконостас – резное деревянное произведение, также в духе украинского барокко. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей. При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

Музей истории Михайловского Златоверхого монастыря
В колокольне на втором ярусе обители действует музей истории Михайловского Златоверхого монастыря, в который по крупицам собирают ценности монастыря разбросанные по миру. Первыми экспонатами стали предметы, найденные во время раскопок на территории Михайловского – гривневые клады и клады ювелирных украшений. В музее выставлены «мазепинская» рака для мощей св. Варвары, изготовленная в 1694 г. из серебра на средства известного гетмана. Также экспонируются древние серебряные царские врата, не так давно возращенные храму Лаврским музеем.
В музее с 11 по 19 июля 2008 года проведена полная реэкспозиция. В трех залах можно увидеть культовые художественные вещи XII-XIX веков, украшавшие старый Михайловский собор. Все они приобретены за бюджетные средства у частных коллекционеров. Среди экспонатов – иконостасная колонка XVIII века, старопечатные книги и церковные книги, три иконы Святой Варвары, икона Спас Нерукотворный XIX века, риза иконы Святого Ильи XVIII века, половая плита XIX века, колокол церковный на деревянной рукояти 1896 года и другие культовые и художественные вещи. Сейчас в музее истории Михайловского собора экспонируются 11 возвращенных из российских музеев в 2001 и в 2004 гг. фрагментов фресок. Подлинники мозаик и фресок не могут размещаться в восстановленном храме, поскольку они требуют особого режима сохранения, поэтому они сохраняются в музее. Одним из самых ценных экспонатов является изготовленный в XVIII веке из листовой меди и покрытый сусальным золотом горельеф Архистратига Михаила в аутентичном варианте, который ранее украшал фронтон западного фасада Михайловского Златоверхого монастыря. Техническое состояние горельефа не позволило ему занять своё прежнее место, и он стал музейным экспонатом.

Михайловская площадь
Площадь названа Михайловской, потому что на ней аж до днепровских круч разместилась одна из самых древних киевских святынь – величественный Михайловский Златоверхий собор. В былые времена площадь имела совсем другой вид и считалась легендарным местом – во времена князя Владимира оно было известно как «Чертово бремище». Тут, а именно по трассе фуникулера, пролегал когда-то путь из верхнего города на Подол. Этой дорогой по народному преданию волочил князь Владимир к Днепру идола старого языческого бога Перуна.
В 1996 году на площади был установлен памятник великой правительнице Руси – княгине Ольге. Ольга заняла престол после убийства древлянами ее мужа князя Игоря и прославилась своей мудростью, красотой и решительностью. Впервые памятник княгине был создан в 1911 г. известным отечественным скульптором И. Кавалеридзе. Первоначально у автора был другой замысел, по которому Ольга была изображена любящей матерью, сумевшей сохранить для сына единую Русь, преодолев сепаратистское противодействие местных князьков. В связи с этим Ольга в руке должна была держать меч. Однако митрополит отнесся к проекту отрицательно, и меч пришлось убрать. Теперь образ Ольги окружают фигуры Андрея Первозванного, считающегося духовным покровителем Украины, и просветители Руси – Кирилл и Мефодий.

Мероприятия
После возрождения собора на площади рядом с Колокольней был установлен памятный знак погибшим во время Голодомора. Небольшой, но прекрасный памятный знак уже внесен в Свод памятников Киева, оно признано киевлянами, люди несут к нему цветы. Возле памятника – выставка с информацией про умерших от Голодомора в Украине 1932-1933 годов. В последние годы в конце ноября проходят поминальные акции «Зажги свечу», во время которой тысячи людей ставят к памятнику«свечи памяти» и чтят память погибших минутой молчания.

Киево-Михайловский Златоверхий мужской монастырь
01601, Украина, г. Киев, ул. Трехсвятительская, 6
(проезд от станции метро «Майдан Независимости» или «Золотые Ворота» тролейбус или маршрутным такси № 18 до остановки «Михайловский собор»)

www.archangel.kiev.ua

Музей Киево-Михайловского Златоверхого мужского монастыря
01601, г. Киев, ул. Трехсвятительская, 8
(проезд от станции метро «Майдан Независимости» или «Золотые Ворота» тролейбус или маршрутным такси № 18 до остановки «Михайловский собор»)

www.zolotoverh.org.ua

График работы музея:
ежедневно с 10.00 до 17.00, понедельник – выходной.

Стоимость входного билета в музей:
- для взрослого – 2 грн.;
- для школьников, студентов, пенсионеров – 1 грн.


Информация по состоянию на 17.02.2010